Алтай 2011. В долине Башкауса.

Много раз, бывая в Улагане, видел дорогу уходящую на восток к Саратану. Дорога шла по правому берегу Саратана и скрывалась где-то вдали за горами в туманной утренней дымке. Такой эта дорога почему-то всегда вспоминалась мне дома - именно в утренней туманной дымке.  И  эта дорога всегда манила меня. Не знаю чем, но с тех пор как в 2006 году первый раз увидел Башкаус, меня не покидала мысль прокатиться вдоль него.
   И вот наконец-то такой случай подвернулся, если можно так сказать. Один из десяти дней нашей Алтайской "кругосветки" был специально выделен для поездки вдоль Башкауса. Для этого мы остановились на одной из баз на Улаганском перевале.

Изначально я строил планы добраться до Язулы, состояния дороги не знал и надеялся доехать до туда, до куда позволит проходимость машины. Что интересно, из рассказов местного населения ничего внятного о состоянии дороги я так ни чего не смог выяснить. Одни говорили, что проеду спокойно, другие говорили, что можно только на джипе типа УАЗ, пугали тяжелым перевалом перед Язулой. Случайно местная алтайка на базе, где мы остановились, рассказала о существовании небольшого, но красивого водопада, расположенного не далеко от дороги где-то перед Саратаном.

Симпатичная местная алтайка

Вот мы и решили, проедем до Саратана, заедем на водопад, а дальше будет видно по оставшемуся времени. Ведь горные дороги измеряют не километрами, а часами, за которые эти дороги можно проехать. Трудно было понять, сколько вообще времени потребуется на передвижение по незнакомой дороге, тем более, что основной целью была фотосъемка в новых местах, а она тоже занимает время.

Башкаус не далеко от Улагана

Сразу за Улаганом асфальт кончается, начинается тряская щебенка. Через несколько километров начинается подъем на небольшой перевальчик, всего штуки три петли серпантина и метров двести перепад высоты.

Вид с перевала в сторону Улагана

С перевала открывается живописный вид на долину, где раскинулся Улаган, на Башкаус шумящий внизу и на покрытые густым лиственным лесом горы.  Чем-то окружающий пейзаж напомнил мне пейзажи Саян.

Вид на Башкаус с перевала

К сожалению солнце в этот день было скрыто сплошной серой завесой облаков и небо на фотографиях получилось серым и безликим. Но, что имеем, то имеем! Мы не профессиональные фотографы и не можем себе позволить ждать несколько дней благоприятной погоды для съемки. Хорошо еще, что дождя не было и температура была самая комфортная - около 26 градусов.
   После подъема на перевал дорога так и продолжает петлять по горам. Башкаус остается где-то внизу и его видно лишь изредка среди густых зарослей елей и лиственницы. Левый берег Башкауса густо покрыт лесом, это северные отроги Курайского хребта. Как известно, на Алтае чаще всего северные склоны лесисты, на них сохраняется больше влаги. На правом же берегу на склонах гор леса меньше.

Горы на правом берегу Башкауса

Километрах в пятнадцати от Улагана дорога опять спускается с перевала вниз к Башкаусу. Иногда она идет почти по берегу, иногда пересекает живописные долинки. Кое где в долинах попадаются покосы и засеянные чем-то поляны.

С перевала дорога опять спускается к Башкаусу

Сиреневые "бордюры" вдоль дороги

Наша первая цель на сегодняшний день - водопад. "Третий мостик, а за ним лесная дорога, уходящая в сторону от основной" - так объяснила алтайка. Мостиков мы проехали уже кажется четыре, но по навигатору следующий пересекает речушку Атуркол, впадающую в Башкаус и судя по всему, на ней и может быть водопад. Сворачиваем сразу за мостиком на хорошо заметную колею. Проезжаем немного, что бы основная дорога исчезла из вида и оставляем машину на краю поляны. Алтайка сказала, что до водопада лучше идти пешком, на машине можем не проехать, а расстояние меньше километра.

Решили прогуляться пешком

После мы не пожалели, что решили прогуляться пешком - не далеко, красиво, комары не кусают. К тому же, только пройдя к водопаду пешком по тропе, можно по пути выйти к каменному завалу на ручье. Очень красивое место. Да и в одну машину ехать действительно опасно. Местами грязь и камни, есть риск засесть, а за трактором бежать в этой глуши далековато.

Иногда дорога вот такая...

...иногда вот такая...

...а иногда просто красиво вокруг!

Тропа выводит к каменному завалу на ручье. Большое нагромождение огромных, плоских камней на пути Атуркола. Склоны вокруг покрыты толстым слоем мха.

Весной в половодье, судя по всему вода здесь валит деревья.

Ручей. И где тут водопад!?

Двигаемся дальше по тропе вдоль ручья. Трудно представить, что где-то здесь на таком мелком ручье может быть водопад. Проходим очередную уютную поляну, становится слышно шум падающей воды. Наконец выходим к цели нашей прогулки. Прямо посреди леса поперек ручья высится огромная каменная скала, похожая на ступеньку, через которую широкой лентой падает вода. Высота около пяти метров. От водопада веет влажной прохладой, склоны вокруг поросли густой сочной травой толстым слоем мха.

Напротив водопада "смотровая площадка"

Все вокруг покрыто влагой

Случайно находим интересное место напротив водопада - между камней создается воздушный поток, разгоняемый падающей водой. Это место всего с метр шириной, стоит отодвинутся чуть в сторону, и "дыхание" водопада перестает ощущаться.

Фотаемся на память на фоне водопада

Любуемся, отдыхаем, фотографируем. Пора выдвигаться назад к машине. Опять лесная дорога, красиво вокруг, первозданная природа. Места по берегам Атуркола очень понравились.
   Доезжаем до Саратана, от водопада до него совсем не далеко. Горы здесь несколько ближе подходят к Башкаусу. Поскольку время ограниченно - вечером на базе у нас заказана баня, решаем возвращаться. Впечатлений и так много, оставляем поездку к Язуле на другой раз. На обратном пути съезжаем с дороги на одну симпатичную поляну на берегу реки. С дороги ее не видно, находим случайно свернув в первый попавшийся сверток в сторону Башкауса.

Уютное место для стоянки

Виды на Башкаус

Вода в Башкаусе настолько чиста и прозрачна, что видно камни на дне, даже на глубине около двух-трех метров. Возле поляны течение довольно спокойное, есть небольшие заводи, в которых течение как бы замирает. Не надолго выглядывает солнце, становится жарко. Хочется окунуться, кстати вода не очень холодная.

Прозрачные воды Башкауса

На обратном пути делаем еще снимки на перевале и затем опять на берегу Башкауса. Надеемся, что вернемся сюда еще раз, возможно не одни. Стоит остановиться здесь на несколько дней, что бы поподробнее изучить окружающие места.

Время проходит незаметно. Первый (точнее уже третий, вместе с дорогой из Новосибирска) день закончен. Впечатления положительные. Завтра новый день, новая дорога, новые места.