Как все начиналось. Алтай 2006 (Часть I)


    2006 год стал начальной точкой наших путешествий по Сибири. До этого я бывал несколько раз на Алтае в командировках, но на самостоятельную поездку постоянно  не хватало или смелости, или времени, или еще чего. Но в конце концов терпение "лопнуло" и мы, прикупив простенькую палаточку и пригласив в поездку друзей, отправились по маршруту Новосибирск - Улаганский перевал в Горном Алтае. После был написан и выложен на сайте Drom.ru отчет о поездке. Сейчас выкладываю его в блоге в том виде, в каком он был написан тогда - в 2006 году, со всеми впечатлениями и эмоциями, которые остались после той поездки.

День первый. На Алтай. 9.07.06 Вс

   Выезжаем из Ордынска (100 км к югу от Новосибирска по трассе на Камень на Оби) около 8.00 утра в воскресенье 9.07.06. С утра тепло, небо чистое.  Но как только проезжаем Новосибирск, на юге показываются тучи сплошным фронтом. Это не очень радует. Машин на трассе мало, особенно после Бердска, все-таки воскресенье. В основном редкие фуры. Но ближе к обеду навстречу появляются поток  встречных машин, люди возвращаются с отдыха. Становится труднее обгонять, скорость в среднем 100 – 120 км/час. После границы Новосибирской области и Алтайского края начинается редкий дождь, и чем дальше мы двигаемся, тем тучи становятся темнее и гуще. После обеда встречные машины с отдыхающими идут сплошным потоком. К тому же дождь льет как из ведра. В Сростках притормаживаем купить на дорогу медовухи, но весь базар рядом с трассой забит машинами так, что практически не где припарковаться, тем более, что выходить под дождь не хочется. Решаем заехать за медовухой на обратном пути.


  Перед границей Республики Алтай дождь заканчивается и появляются просветы между облаков. Это радует. Но гору Бабырган (1008 м.), стоящую справа от трассы не видно.
   За Маймой везде сыро, на обочинах стоят лужи. Перспектива ночевать в палатках на сырой траве с детьми не особенно радует. Поэтому мы начинаем поиск какой ни будь базы, где можно переночевать под крышей. По дороге попадаются таблички с предложением сдать домик, и рекламные плакаты баз. Заезжаем на одну в лесу метрах в 500 от трассы, надеясь, что к вечеру в воскресенье большинство отдыхающих разъехалось. Но таких, как мы (которые приехали в воскресенье), тоже не мало и последние свободные места перехватывают прямо перед носом. К тому же множество баз стоит с левой стороны трассы, вдали от реки, а нам всем хочется ночевать на берегу Катуни. Так доезжаем до Аржан-Су. Здесь как обычно все то же забито туристами. Люди покупают на память сувениры. Мы же набираем воды с источника и едем дальше.
   В Усть-Семе оставляем мост через Катунь справа и едем в сторону Чамала. Здесь народу к концу воскресения поменьше. Километра через четыре сворачиваем на уютную базу «Семинская поляна» в сосновом лесу на берегу Катуни. От трассы метров двадцать по правой стороне. На берегу между сосен под крышами стоят столики с лавочками, есть специальные места для костра. Недалеко кухня с газовой плитой. Вообще все довольно организованно и уютно. Хозяйку зовут Аня. Она сразу же предлагает нам комнату на втором этаже деревянного домика. 250 рублей с человека, но с детей не берет.
Катунь в не далеко от Усть-Семы

   Аркадий начинает заниматься шашлыком, припасенным дома, Людмилы (наши жены)накрывают на стол, а я хватаю фотоаппарат и с детьми бегу на берег. Горы на на противоположном берегу тонут в облаках, картины живописные. А Катунь после дождей вспученная и грязная. Но надеюсь, что еще увидим ее родной бирюзовый цвет.
   Отмечаем первый день поездки и часов в 12 ложимся спать. 
            
День второй. Через перевалы. 10.07.06 Пн

   Встаем в 8.00, завтракаем. Погода вроде обещает быть отличной. Небо чистое и трава высохла. Выезжаем около в 10 часов утра. Возвращаемся назад до Усть-Семы и поворачиваем на лево. Проезжаем мост через Катунь. Дорога начинает подниматься в горы. Так как все, кроме меня на Алтае первый раз, едем медленно, не больше 80 км/час, обозреваем окрестности. Тем более Аркадию сложно рулить и глазеть по сторонам одновременно. Заезжаем в Шебалино. В центре магазины, рынок, столовая. Вдоль трассы несколько заправок. Останавливаемся возле столовой, там еще рядом что-то типа импровизированного автовокзала. Сколько раз езжу, всегда кто-то стоит и пытается поймать попутку. Хотя вроде там же останавливается маршрутное такси, ходящее по Чуйскому тракту.
   Я иду с дочерью искать туалет, а жена с Ехамовыми уходят на базар. У них сын вчера промочил кроссовки и они решают купить еще пару, на всякий случай. Уже к вечеру я узнал, что там с ними случился «прикол». Аркадий одевает сыну кроссовок для примерки, и что самое интересное, (толи после вчерашнего вечера, толи от гор у него голова закружилась) не на ту ногу. Ни кто, что странно, этого не замечает. Аркадий начинает возмущаться, что кроссовок какой-то не нормальный, дайте другой. Ну тут слова продавщицы-алтайки убивают всех: «ОДНАКО Вы не на ту ногу надели». Она долго не могла понять, не ужели русские так носят обувь!? Но когда на нее "наехали", что обувь не нормальная, она не выдержала. 
   Дальше все выше и выше в горы. Машин мало, что в ту, что в другую сторону.
На Семинском перевале

   Природа живописная. Рядом с трассой течет речка Сема. Горы почти полностью покрыты лесом. Километров через 25 после Шебалино начался подъем на Семинский перевал (1800 метров). Иномарки взлетают на него довольно легко. Выключил «овердрайв» и вперед… А вот груженые «Камазы» ползут медленно. Обогняем перед самой вершиной микроавтобус с монголами и с тюками тряпок на крыше. На перевале погода меняется. Дует холодный ветер. Небо в серых облаках. Приходится опять одевать ветровки. Фотографируемся у монумента, облегчаемся в туалете (последний приличный на трассе, во всяком случае, нам больше нормальных не попадалось). На базе олимпийского резерва рядом с перевалом машин мало, не то, что зимой. Летом на Семинском задерживаться на долго нет смысла, все едут дальше. К нам подошел парень. Разговорились. Он думает ехать в сторону Усть-Кана. Я там не был, ни чего не могу посоветовать.
На Семинском перевале

   Едем дальше. По левой стороне дороги потянулись маральники. Правда ни одного марала увидеть так и не довелось. К нашей радости тучи опять рассеиваются. Пейзаж по мере удаления от перевала начинает меняться. Деревья в основном растут на северных склонах гор. Южные сухие склоны покрыты зеленой травой. Все чаще дорогу перебегают местные суслики. Совсем не бояться людей и машин. Местные коровы тоже ни кого не бояться.
   За Онгудаем , точнее за Улитой решаем пообедать. Съезжаем с тракта, поднимаемся метров на пятьсот в гору, на альпийские луга, во всяком случае, очень похожие на альпийские. С верху шикарный вид на долину реки Урсул. Правда, саму речку не видно. Она где то между деревьев, растущим на ее берегах. В траве клубника. И кругом норы местных сусликов. Выше нашей стоянки полоса леса. Быстро (относительно быстро) обедаем и двигаем дальше.
Стоянка в районе Онгудая

   Через тридцать километров начинается подъем на Чике-Таман. (1500 метров). Хоть перевал ниже Семинского, подъем по серпантину впечатляет (4 км вверх и 4 вниз). Склоны перевала довольно крутые, поэтому с первого поворота открывается замечательный вид на долину реки Малый Ильгумень и прилегающие горы. Чувствуется, как быстро меняется высота. Закладывает уши.
   Заезжаем, как и на Семинский,  легко. Аркадий, правда, открыл капот и колдует над радиатором. Оказалось еще с весны между радиатором и охладителем кондиционера набился тополиный пух, ну и температура у него поползла вверх… Если б в горы не поехал, так бы и возил этот пух…
Наша компания на Чике-Тамане

  На вершине площадка для машин. Постоянно кто-то останавливается для отдыха и  сфотографироваться. Все скалы расписаны автографами приезжих «художников». Есть надпись «Ордынск». Кто-то из наших земляков постарался. Деревья обвешаны белыми ленточками. У местного населения такой обычай, в святых местах ленточками отгоняют злых духов. В общем, все стараются внести свою лепту в «украшение» природы.
   Спуск такой же, как и подъем короткий и не замечаешь, как попадаешь в долину. Теперь это долина реки Большой Ильгумень. На берегах реки много мест для стоянки. Но я надеюсь проехать за этот день, как можно больше, и мы едем дальше. На не большом участке дороги (километров десять) идут ремонтные работы и мы сворачиваем на объездную - грунтовую, которая проложена в метрах пяти от старой. Весной, когда я был здесь последний раз, никакого ремонта не было. Вскоре подъезжаем к разбитому мосту через Большой Ильгумень. Вот из за чего весь сыр бор. После паводка река смыла мост. Пока его восстанавливают, сделали объезд, за одно меняют асфальт на небольшом участке тракта.
   Вскоре после Купчегени выезжаем на Катунь. Виды живописные. Вода в Катуни немного очистилась и уже заметен бирюзовый оттенок воды. Чуйский тракт начинает петлять по скалам над рекой. На местном языке эти скалы называются «бомы». С одной стороны асфальта отвесная скала, а с другой обрыв к реке.
В районе Яломана

   За Яломанбомом, возле моста через реку Большой Яломан, организованное место для стоянки. Имеется аил и баня. Аил это что-то вроде юрты, с костром в центре. Можно погреться и приготовить пищу. Дальше опять бом, с которого открывается прекрасный вид на Катунь и соседние скалы. Женаа фотографирует все подряд. Повороты один за одним, только успевай крутить руль туда-сюда. Едем 50 км/час, чтобы и Аркадий успел все разглядеть, а не пялился на дорогу.
   Дальше деревня Малый Яломан и мост через одноименную речушку. Километров через пять, перед поселком Иня, долина с разбросанными огромными валунами. В поселке новый мост через Катунь. Высота метров пятьдесят. Во всяком случае, очень высоко. Справа видно старый мост, через который проходил старый Чуйский тракт. Слева за мостом через Катунь до сих пор стоит памятник Ленину. Останавливаемся в поселке пополнить запас батареек для фотоаппарата. Как ни странно, в магазине есть «Duracell».
   Километра через два за Иней метрах в пятидесяти справа от дороги стоят каменные столбы. До сих пор точно не известно, откуда они здесь взялись.
   Растительности на горах в этих местах почти нет, и мест для стоянки мало. Есть место на слиянии Чуи и Катуни, но на другом берегу. В пяти километрах от Ини поворот направо с Чуйского тракта на Инегень (стоит указатель). Через Катунь на другой берег ведет висячий мост. На стоянке стоит аил и еще несколько сооружений непонятного назначения.
   Дальше трасса проложена по скале Бачикту-Кая. За ней крутой левый поворот, и метрах в пятистах съезд с трассы в право на площадку над слиянием Чуи и Катуни. Примерно в километре от слияния слева от дороги стоит гостиница «Чуй-Оозы». Тут же кафе, гостиница, баня. Условия для здешних мест приличные. Набираем в кафе воды.
   Проезжаем Иодро. По берегу Чуи на нашей стороне деревьев почти нет, а на другой берег ведут старые разбитые мосты. Мы ищем место для стоянки. Все хотят, чтоб и возле реки, и чтоб деревья рядом росли. Потом пожалеют…
   Наконец доезжаем до Белого Бома. Небольшой поселок в ущелье. Назван так в честь скалы возвышающейся чуть дальше за поселком над Чуйским трактом и Чуей. Говорят, раньше здесь было одно из самых опасных мест на тракте. Под самой скалой памятник революционерам, погибшим на этом месте в годы гражданской войны от рук басмачей. Рядом стоит небольшое кафе и фонтан. Справа от дороги между кафе и памятником расположено место для стоянки. Хозяин алтаец, зовут Василий. Как и везде,  на стоянке стоит аил и пара домиков. Есть баня с бассейном.
Дочь в нашем "жилище" на Белом Боме.

   Так как погода вроде нормальная, мы решаем поставить палатки (50 рублей место и 50 рублей за машину). Тем более, что рядом уже стоят несколько палаток. В горах солнце заходит быстро. Сразу после захода резко похолодало, подул ветер. Одеваем ветровки, дети греются в аиле. Спать в это вечер опять ложимся часов в двенадцать. Всю ночь рядом гремит река. Тут мы и пожалели, что остановились у реки.
Чуя у Белого бома


День третий. Улаганский перевал. 11.07.06 Вт


Скала Белый бом

Завтрак на Чуе

   Утром опять светит солнце. На небе ни облачка и ветер стих. Отдохнувшие, с хорошим настроением и с большими надеждами на хорошую погоду двигаемся дальше. За Белым Бомом (километров пять) слева над трассой видны остатки старого Чуйского тракта.
Остатки старого Чуйского тракта

Вид на Чую с одного из бомов

Справа обрыв и красивый вид на Чую. Еще километров через пятнадцать место для стоянки машин. Со скалы падает небольшой водопад.
Водопад Девичья слеза

   Водопад не слишком высокий, но места вокруг красивые. На склонах гор густая растительность и сами горы становятся выше и круче. Здесь много мест для стоянки и много туристов. Перед Чибитом проезжаем указатель. Справа в километре от тракта стоит турбаза «Надежда». Между Чибитом и Акташом две гостиницы. В Акташе (930 км от Ордынска) тоже есть гостиница. Несколько заправок. Бензин есть всякий.  Вообще поселок довольно крупный. Заезжаем на ретранслятор ОРТПЦ договориться с ночлегом.
   Чуйский тракт уходит прямо в сторону Монголии, а мы сворачиваем на лево в сторону Улагана. Сразу за Акташом пейзаж резко меняется. Въезжаем в узкое ущелье между Айгулакским и Курайским хребтами. Асфальт заканчивается и дорога резко идет на подъем. В общем то щебенка не плохо укатана, только изредка приходится объезжать торчащие валуны. Приходится успевать и за дорогой следить и любоваться окружающим пейзажем. Временами подъем настолько крут, что за капотом видно только небо. Приходится включать режим «2», чтоб не мучить автомат.

Река Чибитка в районе Красных ворот

   Рядом шумит  речушка Чибитка. Сплошь мелкие водопады и пороги. Километров через восемь подъезжаем к Красным воротам. Здесь дорога пробита между двух отвесных скал метров по пятьдесят высотой. Порода красного цвета дает название месту. Фотографируемся. Правда, насколько я понял потом, фотография не передает всей красоты и всего объема, сглаживает расстояние, нужно все видеть… Аркадий снимает на видео со своими комментариями.
   Через несколько километров за одним из поворотов открывается вид на озеро между гор. Это Мертвое озеро (Чейбеккель) – первое из озер Долины десяти озер. Говорят, что здесь нет рыбы. Из-за гор в озеро попадает очень мало солнечного света, необходимого для развития жизни.

Продолжение следует.....

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ванкор - поселок без адреса

Сотый меридиан - Эвенкия, Тура

История области. Ирменское сражение