Путешествуя по Тыве (Часть четвертая)



Тувинская котловина. 
Маршрут: Кызыл - Усть-Элегест - Хайыракан - Шагонар - Чадан - Кызыл-Мажалык - Ак-Довурак - Кызыл-Даг

Гора Сыын-Чурек

    На 150-м км трассы Кызыл - Ак-Довурак, с левой стороны, протянулся с северо-востока на юго-запад небольшой хребет Ортен-Сыны. Его протяженность всего пять с половиной километров и высота над окружающей его равниной не превышает двухсот метров. Не далеко от юго-западного окончания хребта возвышается среди степной равнины гора Сыын-Чурек (в переводе с тувинского - "маралье сердце"), напоминающая своими очертаниями пирамиду. Ее не возможно не заметить именно из-за такого сходства. На южной и юго-восточной стороне горы можно увидеть около трехсот наскальных рисунков: изображения тигров, лошадей, козлов, антилоп, людей, а также рогатые личины и солярные знаки.


   Хребет Ортен-Сыны. Фото взято со страницы пользователя Leo MG

У восточного склона горы расположен обширный курганный могильник. Около двадцати других курганов, находящихся неподалеку, уже раскопаны археологами. В пяти из них были найдены погребения людей, а семь оказались поминальными сооружениями. Курганы имели округлые каменные насыпи. Два были вплотную окружены кольцами из поставленных на ребро каменных плит, что указывает на сохранение традиций предшествующей культуры. В прямоугольных могильных ямах погребенные лежали на спине, в вытянутом положении, некоторые - головой на каменных плитах-"подушках". Почти у каждого погребенного рядом с головой были поставлены глиняный горшок или миниатюрный металлический сосуд, вероятно с пищей. В курганах были похоронены мужчины-воины. Об этом свидетельствовали найденные рядом с телами остатки деревянных копий с железными наконечниками, железные пластинки панцирей и наконечники стрел. С погребением умершего члена рода были связаны поминальные обряды, проходившие, вероятно, через какое-то время после похорон: тризна и разжигание огня. Для покойного на месте тризны оставляли сосуды с пищей, поверх которых и сооружался курган. Памятники этого обряда - поминальные курганы - были раскопаны у  Сыын-Чурека, и почти в каждом из них найдены следы кострищ и сосудов.
 Сыын-Чурек

    Далее, миновав красивый, заросший лесом перевал, попадаем в долину Хемчика - одной из крупнейших рек Тувы. На спуске с перевала, по обеим сторонам дороги, можно видеть несколько крупных курганов скифского времени, в прямоугольных оградах с вертикальными стелами, отмечающими вход.

Чадан

      Чадан расположен на 225 километре автодороги Кызыл - Ак-Довурак и является районным центром Дзун-Хемчикского кожууна. Население города около девяти тысяч человек. В 1878 г. был организован Нижнечаданский хурээ (буддистский монастырь), а в 1907 г. - Верхнечаданский. В 1929 г. в обоих монастырях жили и отправляли службы 350 лам. В настоящее время ведется восстановление обоих монастырей. Не далеко от  Чадана ведется добыча угля. Основная отрасль промышленности - пищевая. В городе есть предприятия по обработке и заготовке древесины.
В городе действует Чаданский краеведческий музей им. Буян-Бадыргы. В экспозиции музея 3 основных направления: история создания Верхне- и Ниж-нечаданского хурээ, история жизни и деятельности Буян-Бадыргы и стенды, посвященные известным землякам чаданцев, например Сергею Шойгу.

Устуу-Хурээ
   
Устуу-хурээ. Фото взято со страницы Алексея Костецкого
  

     Перед въездом  в город Чадан можно свернуть влево в сторону поселка Бажын-Алаак. В урочище Чайлаг-Алаак, в долине Хемчика, на правом берегу реки Чадан, в семи километрах северне Чадана, у дороги, расположен старинный буддистский монастырь Устуу-хурээ. Для его строительства была выбрана живописная долина в трех верстах от ставки Хемчикского нойона Хайдыпа.
     Устуу-хурээ - буквально "верхний хурээ", один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на территории Даа-кожууна, который включал в себя больше половины территории Тувы и считается колыбелью государственности тувинцев. Монастырь был одним из самых богатых, но отнюдь не самым большим. Цокчин (главный храм) был построен в 1905-1907 гг. богатым, влиятельным и очень честолюбивым нойоном Хайдыпом. Строительство осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и при участии китайских мастеров. Население кожууна, обложенное дополнительными денежной и натуральной повинностями (лес для строительства, тяговый скот), непосредственно участвовало и в самих строительных работах: каждый сумон в назначенный день выставлял определенное число людей, готовивших раствор, сооружавших опалубку, ставивших леса и т.д. Проект монастыря тибетского образца привез в 1905 г. Кун-тан Римпоче, однако некоторые утверждают, что это типичная монгольская постройка, соединившая в себе архитектурные приемы Тибета и Китая. Скошенный низ типичен для тибетских построек, а легкий деревянный павильон второго яруса - для китайских. Устуу-хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве. Подобного ему не было не только в Туве, но и на территории всего бывшего Союза. В 1930 г. после принятия специального постановления Устуу-хурээ был закрыт, а в 1937 г. - разрушен. До 1956 г. работала молельная юрта. Последний лама привез буддийские атрибуты в Республиканский краеведческий музей в Кызыле, где они находятся до сих пор. От главного храма остались только мощные, полутораметровой толщины глинобитные стены первого этажа, которые и сейчас возвышаются посреди обширного луга. В 1999 г. правительство России, признавая историческую и архитектурную ценность уникального храма Устуу-хурээ, приняло решение о его восстановлении. Учитывалось и то, что здесь находилось родовое имение Буян-Бадыргы, разделившего участь поруганного храма - он был расстрелян и до сих пор не реабилитирован. 
    Идею восстановления хурээ поддержали музыканты. Они организовывают в Чадане ежегодный фестиваль живой музыки"Устуу-хурээ", привлекая тем самым внимание, а также и средства для восстановления храма и обучения лам. 
     На краю поселка Бажын-Алаак кроме того расположено одно из древних уйгурских городищ.

Продолжение следует...


Путешествуя по Тыве (Часть первая)

Путешествуя по Тыве (Часть вторая) 

Путешествие по Тыве (Часть третья) 

Путешествуя по Тыве (Часть пятая) 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ванкор - поселок без адреса

Сотый меридиан - Эвенкия, Тура